Я решил взять у него интервью, приурочив его выход ко Дню молодежи. Сейчас ему 22 года, музыкой Саша занимается с восьми лет: сначала окончил фортепианное отделение Камызякской ДШИ, затем поступил в Астраханское музучилище, через два года перевелся в Москву, в Академическое музыкальное училище при консерватории имени Чайковского. А окончив с красным дипломом "Мерзляковку" (училище находится в центре столицы, в Мерзляковском переулке), продолжил совершенствовать навыки пианиста в консерватории, где уже окончил два курса.
- Саша, сколько тебе ещё надо учиться?
- Три года в консерватории. Но есть ещё аспирантура, стажировки…
- То есть, нет предела совершенству?
- Надо заниматься, расти, совершенствоваться.
- Сколько часов в день надо играть, чтобы стать настоящим пианистом?
- Всё свободное время. Обычно получается 3-4 часа, иногда удаётся больше – 5-6.
- Но ведь для этого нужен свободный инструмент, условия для занятий?
- Конечно. В общежитии в каждой комнате стоит инструмент, но, во-первых, это пианино, а во-вторых, как правило, в ужасном состоянии. В училище, консерватории ищешь свободный класс с роялем. Вначале трудно было, потом научился находить "окна".
- Пианино хуже рояля?
- Оно не хуже, у них разное предназначение. Пианино компактное, оно создано для домашнего музицирования, там другая механика. У концертного рояля другой принцип звукоизвлечения, звучание мощнее, чище, качественнее. Если долго занимаешься на пианино, пальцы отвыкают, и на рояль переходить сложно.
- Сколько лет тебе было, когда перебрался в Москву? Легко ли было освоиться?
- 17. Мы поехали с мамой. В столице был до этого всего три раза, приезжал на короткое время, на мастер-классы к московским профессорам, наладить контакты для перевода. Первый год был нелёгким, всё новое – преподаватели, однокашники, условия жизни, город… Отличается организация учебного процесса – в Москве больше дают самостоятельности студентам, не разжёвывают всё, как мы привыкли в Астрахани.
Ничего, привык, познакомился поближе с ребятами, вник в требования преподавателей. Со мной учатся приезжие из Украины (с Донбасса), Узбекистана, Киргизии, из разных регионов России. Я подружился с одногруппником из Тамбова, мы вместе живём в общаге.
- Москва – город дорогой… Хватает денег?
- Только на еду и одежду. Стипендия в училище была 500 рублей – как раз хватало за общагу платить. В консерватории стипендия 3400, но общага уже 1000 рублей (но условия там, конечно же, лучше – евроремонт). Спасибо, родители помогают.
- Есть ли возможность подработки?
- Некоторые наши занимаются репетиторством, частный урок студента консерватории стоит до полутора тысяч рублей за час. Но надо иметь учеников. Я пробовал давать объявление, не получается. В основном через знакомых нанимают.
- А платные концерты?..
- Пока до этого не дорос… Некоторые шабашат – играют в переходах метро, кафе, работают концертмейстерами в школах и т.д. Всё это отвлекает от главной цели – от учёбы. Да и негативно это всё сказывается на навыках музыканта, скрипачам категорически запрещено "лабать попсу" - исчезает тонкость восприятия нюансов классической музыки и точность движений пальцев, прививается, как говорят наши преподаватели, "дурновкусие". Подростками мы играли здесь, в Камызяке рок, создали группу вместе с Артёмом Гладченко и другими ребятами, занимались в том здании, где была вечерняя школа (сейчас его снесли). В Москве я одно время выступал на студенческих концертах в джазовом квартете, потом "разбежались". По профилю – с классическими произведениями – иногда выступаю на различных сценических площадках (в музее Скрябина и др.). Конечно, я, как и все, мечтаю о сольной карьере, о том, что стану известным исполнителем. Но нас много, из консерватории ежегодно выпускаются десятки пианистов, а "звёзд" - раз-два, и обчёлся… Чтобы стать знаменитым, надо побеждать на престижных конкурсах, а для этого нужно освоить инструмент в совершенстве, обрести свою неповторимую манеру исполнения.
- У пианистов есть свой дресс-код в одежде? Выступаешь во фраке?
- В строгом костюме. Во фраках на сцену выходят наши преподаватели.
- В мегаполисе соблазнов на порядок больше, чем в провинции… Не испортила тебя московская жизнь?
- Испортиться можно и в Камызяке… Зато в Москве – богатая культурная жизнь: концерты, выставки и т.д.
- Успеваешь посещать их?
- Стараюсь не пропускать, особенно когда знаменитости выступают. В консерватории четыре концертных зала, по студенческому билету вход бесплатный, но свободные места есть не всегда, порой смотришь концерт стоя.
- Ты уже три месяца здесь, в Камызяке. Как построено дистанционное обучение?
- Дома у меня пианино, я ежедневно занимаюсь. Преподаватели дают задания через интернет. Выполнив, посылаю видеоотчёт – исполнение того или иного музыкального произведения. Также есть задания по теоретическим и общеобразовательным предметам. Задают много, скучать некогда, занимаюсь здесь, мне кажется, даже более напряжённо, чем в Москве. Большое спасибо нашим соседям за терпение и понимание! Порой приходится оттачивать один и тот же кусок музыкальной пьесы, это не всегда приятно слушать…
- Какими ещё музыкальными инструментами ты владеешь или хотел бы научиться на них играть?
- Недавно я записался на факультатив органной музыки. Но ни одного занятия посетить из-за пандемии не успел. Это фантастический инструмент, у него масса регистров, оттенков звучания, сложнейшее управление – включая ножные педали. Надеюсь, удастся освоить и орган – у него много общего с фортепиано, но есть и существенные отличия, и мне будет полезно их увидеть.
- У тебя есть отсрочка от службы в армии?
- Пока да.
- Если призовут…
- Пойду служить!
- В военный оркестр?
- Хотелось бы, ведь без репетиций и выступлений быстро утратишь с таким трудом полученные навыки. Увы, не все выпускники музыкальных училищ и вузов попадают в военные оркестры и ансамбли, кого-то и в стройбат отправляют…
- Из-за напряженных многочасовых занятий суставы на руках не болят?
- Нет! У нас очень серьёзные требования на занятиях по физкультуре, сдаём зачёты по всем видам спорта, силовым упражнениям.
- Кто твой кумир в музыке?
- Одного кого-то выделить не могу. Безусловно, Святослав Рихтер, Сергей Рахманинов, великий итальянский пианист Артуро Микеланджели. Из современных, ныне живущих – Михаил Плетнёв, мой педагог – Сергей Кузнецов… А вообще я люблю не только классику, слушаю самую разную музыку, главное, чтобы она была хорошая, талантливо исполненная.
- И последний вопрос. Немало, наверное, по коридорам консерватории ходит обворожительных скрипачек, флейтисток… Семью пока не думаешь создать?
- Ой, нет, пока все мысли только об учёбе!