В этот раз он предложил мне встретиться с двумя камызякцами, оба работают на флоте.
Схожи не только их биографии, но и манеры, внешность – оба мускулистые, крепко сложенные, коротко стриженные, приветливые и общительные. Оба родились в Камызяке (Дмитрий Бучилкин – в 1983-м, а Константин Лебедев – в 1988 году), в детстве занимались в клубе юных моряков, окончили лицей № 1, а затем поступили в Астраханское речное училище, а затем получили высшее образование и статус инженера. Но есть и отличия: Дмитрий выбрал профессию механика, а Константин - судоводителя. Константин служил в армии (правда, не в ВМФ, как мечтал, а во внутренних войсках), а Дмитрий в это время уже трудился на флоте. Существенная разница - в их семейном положении: Дмитрий женат, у него растет маленькая прелестная дочь Яна, а Константин (внимание, камызякские невесты!) пока еще в "свободном плавании"...
Теперь – непосредственно о "плавании" (хотя сами моряки это слово не любят, ведь они говорят, что корабль не плавает, а ходит). Работа в торговом флоте имеет свою специфику: несколько месяцев (как правило, четыре) моряк находится в рейсе, потом столько же (или до заключения очередного контракта) - дома. Не очень-то и легко переносить такой режим "труда и отдыха", особенно болезненно сказывается на настроении разлука с близкими. Скрашивает одиночество мобильная и интернет-связь (правда, она дороговата). А было время – единственной ниточкой, связывающей с домом и семьей, были обыкновенные бумажные письма. "Морская романтика" - в том виде, как представляли ее парни на занятиях в клубе юных моряков – конечно же, отсутствует, хотя есть и шторма, и авралы, и экзотика заграничных портов. Герои этих заметок за годы работы побывали не только во многих российских городах, но и в Иране, Турции, Сирии, Ливане, Египте, Греции, Италии и других странах, имели возможность основательно расширить кругозор - посмотреть, как живут там люди, попробовать местную кухню, купить на местных рынках гостинцы. "Морской труд сегодня оплачивается достойно. На суше, а тем более, в Камызяке такую зарплату найти нереально, - делятся мыслями о плюсах и минусах своей профессии мои собеседники. – Но не каждый может выдержать этот рабочий ритм – 12 часов через 12, те нагрузки, которые ложатся на каждого члена экипажа. Экипажи на тех судах, где мы работаем, небольшие – 10-15 человек, можно сказать, большая семья, и многое зависит от того, какой в ней сложился микроклимат. Мы не делимся – мол, это мои проблемы, а это ваши - хотя судовые роли каждого четко расписаны. Даже если ты отстоял вахту, это не значит, что можешь идти в каюту спать, если в это время на судне аврал. Пока задача не выполнена, никто не отдыхает. Это нормально, на море иначе нельзя, ведь не зря есть выражение – "все мы в одной лодке", то есть тесно зависим друг от друга. Работа моряка полна опасностей, особенно это касается палубных служб. Может смыть волной за борт, может во время швартовки срезать стальным тросом попавшие в петлю руку, ногу или даже голову… Это, конечно, редкость, но всё бывает. Не возьмут в моряки, если есть проблемы со здоровьем. Ежегодно весь плавсостав проходит в ведомственной поликлинике строгую медкомиссию – практически как в армии. Если есть проблемы с вестибулярным аппаратом, то человек подвержен "морской болезни", и работа в море ему противопоказана, ведь он никогда не сможет привыкнуть к качке. Самочувствие при "болтанке" у него всегда будет ужасное, а работоспособность никакая – будет лежать зеленый в каюте, не сможет ни есть, ни пить, пока не сойдет на берег..."
…Много еще интересных подробностей о флотской жизни узнал автор этих строк во время беседы. В ее финале они попросили со страниц газеты выразить благодарность А.А. Ахкенжееву – именно благодаря ему они выбрали эту профессию. "Увидев, как по Кизани идет ял под парусом, а управляют им пацаны, наши сверстники, - вспоминают они, - мы тоже захотели стать юными моряками. Мы с интересом посещали занятия КЮМа, слушали рассказы о морских сражениях, стреляли из пневматических винтовок, ходили строем на параде в морской форме, вязали узлы…"
"Лично мне при поступлении и работе на флоте очень сильно помогло знание таких предметов, как математика и английский язык, - признался Константин Лебедев, - и я благодарен своим учителям, это ныне покойная Татьяна Михайловна Ковалева, Айганым Халиевна Абилхаирова, Вера Сергеевна Егорова, Нурия Мусаиновна Мухамеджанова. Мне по работе приходится общаться на английском в радиоэфире с другими судами, представителями погранслужбы, таможни, портов, и знание международного морского языка просто необходимо".
- А скучаете ли вы по морю, находясь на суше?
- Да, бывает, - согласились моряки. – Если отпуск затянулся, а еще (смеются), если деньги кончились!