Алексей сегодня работает водителем школьного автобуса. Стать шофёром он мечтал с детства, и мечту свою исполнил. Его водительский стаж – 34 года, он крутит "баранку" аж с 1988-го года! И за всё это время его ни разу не лишили водительских прав. Бог миловал его попадать в ДТП. Сегодня он возит учеников Камызякской СОШ № 4 на школьном ПАЗике.
Родился и вырос Алексей в Травино, в семье сельской учительницы и рабочего. Своей машины у Волосухиных не было, зато сосед работал на 131-м ЗИЛе. Он-то и научил парнишку азам вождения, разрешал ему, 16-летнему, без прав, понемножку ездить по селу. После школы Алексей поступил в Астраханский гидромелиоративный техникум – на электрика. Но, отучившись немного и столкнувшись с конденсаторами, резисторами и прочими сопротивлениями, понял – не его это! Забрал документы и поступил в Камызякское профтехучилище. Здесь получил права механизатора и автоводителя. Сдал с первого раза, как и большинство пацанов в их группе.
"У нас были хорошие преподаватели – Николай Петрович Сердюк и Николай Петрович Вешняков, они дали нам хорошую теоретическую базу – правила дорожного движения, устройство узлов и агрегатов автомобиля… Инструктором по вождению был Володя Вербовский, с ним мы раз в неделю катались на ГАЗ-53 по полигону, а также при первой возможности он старался нас гонять в Астрахань. Первую поездку в город за рулём до сих пор вспоминаю с ужасом… Машины, движение, светофоры… Думал: ну зачем я сел за руль?! Ничего, со временем привык. Хотя должен сказать – в советские годы машин на улицах областного центра было в разы меньше, чем сейчас, и ездили в большинстве своём водители осторожно, не гоняли, как сумасшедшие, лихачи на "крутых" иномарках. Женщины за рулём также были большой редкостью".
Когда парень закончил ПТУ, его призвали… Куда бы вы подумали? Правильно, в автомобильные войска! Служил Алексей Волосухин в подмосковной Балашихе, на бортовом армейском грузовике возил мотострелков на полигон, а также на разгрузку картошки из вагонов.
"Ездил аккуратно, за нами строго следили инспектора ВАИ. Нас предупредили: одно нарушение – и на дембель идёшь без прав!"
Обошлось. Отслужив положенные два года, возвратился в Камызяк, где жил у тётки, материной сестры, устроился в лесхоз. Дали ему ГАЗ-52 (53-е тогда были большой редкостью!), доставлял стройматериалы – кирпич, цемент, лес (на ерике Поперечном как раз начали строить новую контору лесхоза). Позже пересел он на УАЗ-469 – катал коллег на лесосеку.
"Кого возить труднее – людей или грузы? Конечно, пассажиров – ответственности больше! Не дай Бог, что случится в рейсе – за всё отвечает водитель!"
В лесхозе Алексей Николаевич проработал 11 лет. Ушёл, когда в лихие 90-е стали задерживать зарплату. К тому времени он уже женился, обзавёлся детьми (у них с супругой, закройщицей на Камызякской швейной фабрике, три дочери). Надо было содержать семью. Устроился на "семёрку", аттестовавшись на прапорщика (из армии он демобилизовался младшим сержантом). В отделе кадров "зоны", узнав, что у нового сотрудника открыты все категории (а он потихонечку сдавали на них в ДОСААФе, работая в лесхозе), предложили ему сесть за руль автобуса – возить из Астрахани медиков, работавших в санчасти колонии. Согласился. Конечно, работа в таких учреждениях имеет особую специфику – за "забором" приходиться общаться с заключёнными, тут уж ухо надо держать востро.
"Однажды в автомастерской ко мне подошёл "бугор" (бригадир зэков), попросил передать на волю "маляву" (письмо). А почему, спрашиваю, почтой не отправляешь? А там, говорит, фотографии внутри. Я отказался брать – за связь с осужденными могли тут же возбудить уголовное дело и выгнать с работы по статье. Проезжаю пост контроля, а там меня ждут – опера, начальник. Устроили у меня в автобусе шмон. А я никогда запретного не возил – ни водки, ни наркотиков, ни денег, как не просили. Что, спрашиваю, ищете, не письмо ли? Так я его не взял! Оказывается, это была проверка "на вшивость", и я её прошёл!"
Три года Алексей Николаевич отработал на автобусе, а потом его перевели на легковушку – возить "хозяина" (начальника колонии).
"Это работа для терпеливых – надо уметь ждать, пока твой руководитель сидит на совещании или ещё где. Стоишь и ждёшь… Пришлось терпеть, надо было доработать до пенсии военной".
И доработал – в 45 лет Волосухин вышел на пенсию по выслуге лет. Всего службе в УФСИНе он отдал 12 лет. После этого устроился в дорожное предприятие Н.Ш. Хасанова – на КАМАЗе возил песок, щебёнку, вели уход за дорогами. Когда предприятие развалилось, устроился в лицей № 1 г. Камызяка. Там и начал возить школьников. Сейчас - с июня этого года – работает в КСОШ № 4.
"Дело это очень ответственное, и с каждым годом правила перевозки детей всё больше усложняются, требования к участникам перевозок становятся строже. Ежегодно мы проходим очень тщательный техосмотр, ежедневно механик проводит предрейсовый осмотр автобусов, а водители проходят медосмотр. Маршрут передвижения школьных автобусов согласуется с ГИБДД, в салоне находится специально обученный сотрудник – сопровождающий, он следит за детьми, чтобы они соблюдали порядок. Каждый автобус оборудован датчиком спутникового слежения ГЛОНАСС, а также тахографом, фиксируется (и при необходимости отслеживается) весь маршрут движения автобуса – скоростной режим, остановки… Мы не имеем права разгоняться более 60-ти километров в час. Над нами порой подтрунивают другие водители – мол, чего тащишься, как черепаха? А я не имею права рисковать жизнью и здоровьем детей! Со временем большинство водителей это начали понимать".
"Четвёрка" - самая большая школа в районе, при ней содержатся три автобуса, подвоз детей идёт по разным направлениям. Задача Алексея Николаевича – привезти-отвезти из дома в школу и назад 110 школьников из Азовского, Заречного и Крутой Берёги.
"В 6.30 утра я прохожу утренний осмотр, в семь часов выезжаю в первый рейс. В салон помещается 21 ученик, так что мне надо успеть сделать 4-5 рейсов за утро. В 7.10-7.15 забираю из самого дальнего пункта – Азовского – старшеклассников, потом подбираем на остановках по дороге ребят из других сёл. Следующий рейс – в 7.30 – дети помладше и так далее. Они стараются не опаздывать, потому что иначе придётся самим добираться до Камызяка. Дисциплину соблюдают, потому что знают – хулигана могут высадить! Но с детьми мы обращаемся очень вежливо и аккуратно, даже если они ведут себя не совсем правильно. Кто-то с утра встал, но не проснулся, спит ещё на ходу… Кто-то залез в салон с грязными сапожищами, не захотел почистить обувь… Ну что поделаешь, дети есть дети! Вечером, после смены всё равно ведь автобус мыть. Но я люблю, что в машине чисто было. И не понимаю тех, кто в сухую погоду ездит на такой машине, как будто только что дождь прошёл".
Доставив детей в первую смену, водитель может отдохнуть, но ближе к обеду всё повторяется снова – учеников начальных классов отправляют домой, а их место в салоне занимают те, кому приходится учиться во вторую смену. В 17.30 – последний рейс. И так шесть дней в неделю.
"Бывают, конечно, и внеплановые выезды, порой приходится подменять коллег – возить детей из Азово-Долгого, с Нартовского. Работа есть работа!"
И она, по признанию водителя, ему нравится.
"На маршрутку уйти? Ещё чего! Меня здесь всё устраивает!"
В отпуск шофера школьных автобусов уходят летом – когда закончатся экзамены. Есть и доплаты за специфику работы. Как насчёт "погулять-расслабиться"?.. "Да я этой водкой вообще не злоупотребляю! В гостях хозяев обманываю, будто пью, а сам притворяюсь, что пригубил – мне ведь утром за руль! Права дороже!" С ГИБДД у водителя со стажем отношения нормальные, ведь правила он соблюдает.
"Был как-то случай много лет назад, в Волгограде – остановили гаишники, говорят, будто я на "красный" проехал. Фото-, видео-фиксации не было. Начал доказывать обратное, но не успел и сказать ничего в своё оправдание, а у меня уже "дырка" в правах… Но, наверное, это хорошо, что они жёстко себя ведут, по-другому в наше время и с нашим народом нельзя – расслабятся, обнаглеют. И так вон сколько нарушителей, пьяных за рулём!"
За рулём герой этих заметок не только на работе, но и в течение всего дня – на работу и с работы ездит на своём транспорте. Два-три раза в неделю надо свозить жену на дачу. За свою жизнь Волосухин поменял уже три личных автомобиля. Начинал много лет назад с подержанной – 15-летней – "семёрки" "Жигулей", ездил на ней пять лет, пока не купил в автокредит новенькую "пятнашку" (отдав "семёрку" на утилизацию). На ней проездил семь лет, а недавно взял с рук годовалую "Лифан Солану". Уровень комфорта в "китаянке", признаётся он, после отечественного автопрома, небо и земля – "Больше на "Жигули не сяду!" - сказал Алексей Николаевич. Удобное водительское кресло, лёгкий в управлении руль, "мягкие", с плавным ходом педали – большое дело, особенно, если за баранкой проводишь весь день. Но профессиональными шоферскими заболеваниями Алексей Николаевич в свои пятьдесят пять лет пока не страдает, давление в норме.
Скоро в семье Волосухиных на одного водителя станет больше – старшая дочь Вероника готовится сдавать на права.
"У зятя иномарка – "Ауди-100", но ему катать жену некогда, сказал ей – учись, и она решилась. Я тоже давал ей уроки. Вроде получается. Вообще женщины ездят аккуратно, осторожно, но в сложной ситуации могут растеряться, потерять ориентировку. Я обычно держусь от них на дороге подальше – могут и по тормозам резко дать, и повернуть не в ту сторону".
В профессиональный праздник всех водителей Алексей Волосухин дал коллегам такое напутствие: "Желаю всем безаварийной, ровной езды, и как говорится, ни гвоздя, ни жезла!"
Александр Атрашкевич