Мухамбетжан Гайниевич известен в нашем районе как замечательный учитель и общественно активный человек.
Родился он 10 апреля 1937 года в простой сельской семье (отец - рыбак, мать - доярка), окончил Лебяжинскую семилетку и СШ в с. Ганюшкино Гурьевской области. Сразу же, в 1954 году поступил в Уральский государственный пединститут, который успешно окончил с дипломом преподавателя математики и черчения. Три года - 1959-1962 - преподавал в Астраханском педучилище. В августе 1962 года поступил на должность учителя математики в Лебяжинскую школу, где проработал ровно пятьдесят лет и в 2012 году ушёл на заслуженный отдых.
Многократно земляки избирали его депутатом Лебяжинского сельского Совета, председателем школьного профкома. Несколько лет работал завучем. Награжден Почетной грамотой Астраханского обкома КПСС и облисполкома, Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза. В 1980 году удостоен знака "Отличник народного просвещения РСФСР", награждён медалями "За заслуги перед Астраханской областью" и "Ветеран труда".
В 2007 году, к его 70-летию в нашей газете был опубликован очерк-интервью под названием "Я всю жизнь учу и… учусь". Сегодня мы воспроизведём некоторые его фрагменты.
Как и почему попал в Казахстан
(в Ганюшкино)?
- Отец мой в 1941 году ушел на фронт и погиб в боях за Родину. Мы с братом (позже он умер) жили с мамой. Я окончил казахскую семилетку, а в соседних селах школ с преподаванием на казахском языке не было. Мне же хотелось хорошенько изучить родной язык. А в Ганюшкино жили мамины родственники, там был интернат (пансионат), в котором жили детдомовцы. Туда устроили и меня.
Почему стал педагогом?
И как оказался в Лебяжьем?
- В семилетке я особыми знаниями не блистал, в том числе и по математике. Полюбил я ее в 8 классе, учась в Ганюшкино. Математику преподавала учительница, которая мне очень понравилась. И я с нетерпением ждал уроков алгебры, геометрии и старался учить их на отлично. Надо сказать, что она была талантливым педагогом и сумела преподнести математику так, что я увлекся. И в аттестате по алгебре, геометрии и тригонометрии у меня были пятерки! И я загорелся желанием стать учителем. И не просто учителем, а математики. И преподавать её так же умело, как наша учительница. В пединститут экзамены сдал блестяще: 29 баллов из 30, т.е. из шести предметов только по одному получил четверку! И в институте учился хорошо. Стипендию получал все время. И госэкзамены сдал на отлично. Получил направление в одну из сельских школ Талды-Курганской области. За мной уже директор местного совхоза приезжал, квартиру обещал... Но случилось непредвиденное. Заболела моя мама, а ей уже было пятьдесят, а дедушке с бабушкой за семьдесят. Они написали письмо в Министерство просвещения Казахстана, и мне разрешили уехать в Астрахань, где предложили поработать на казахском отделении педучилища. Три года там. Конечно, я старался в выходные дни ездить в родное село. К сожалению, материально я мало чем мог помочь семье. И потому в 1962 году устроился в Лебяжинскую школу. Быстро пролетело время. Уже давно мои бывшие ученики стали моими коллегами. Уже учат моих внуков.
Почему не стал
директором школы?
- Предложения мне поступали неоднократно, но я считаю, что мое дело учить, а не руководить. Как учитель я принесу пользы больше. Не люблю я командовать. За 45 лет через мои руки прошло более семисот выпускников! Многие из них полюбили математику, многие стали инженерами, механиками, руководителями. Разве это плохо? Считаю, что мой труд и труд моих коллег не пропали даром.
Что думаете
о современной молодежи, детях?
- Я не разделяю мысль старшего поколения о том, что "сейчас дети не те, вот мы были другими". Да, время накладывает на все свой отпечаток. И так говорили старики во все времена. И ничего в этом удивительного нет. Дети сейчас "не те", но нельзя утверждать, что они хуже, чем были мы с вами в их возрасте. Мы жили в другое время, в другой стране, и общество требовало от нас другое. Сейчас молодежь стала раскованнее, свободнее, информированнее, меньше обращает внимания на условности.
Дети есть дети. Они - слепок с реалий сегодняшней жизни со всеми её плюсами и минусами. И какими они станут во взрослой жизни, зависит во многом от родителей и от нас, педагогов. Мы обязаны научить их не только читать, писать, считать, знать географию и биологию, но и уважать старших, чужое мнение, Любить Родину, познать доброту, быть отзывчивыми, нравственно чистыми и т.п. Научить этому, как арифметике, нельзя. Не получится. Здесь важен личный пример. Если же между словом твоим и делом возникают противоречия, то считай, что время потратил зря. А иногда и слов не надо. Дети часто неосознанно берут пример с родителей и учителей. И об этом нам всем надо помнить.
О здоровье.
- Слава Аллаху, на здоровье жаловаться не могу. Хотя, конечно, годы свое берут. Раньше пять уроков проведу, пообедаю и тружусь во дворе в охотку, а в последнее время чувствую, что после обеда нет желания работать - хочется отдохнуть. Давит, наверное, "груз прожитых лет"?.. Что буду делать после юбилея? Работать, учить мальчишек и девчонок математике, жизни. Наверное, понемногу попробую нагрузку снижать. Подрастает смена: сноха заканчивает физмат АГУ в этом году и сможет взять на себя полноценную нагрузку.