Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Маяк дельты» - Сетевое издание

416340, Астраханская область, Камызякский район, город Камызяк, улица Максима Горького, дом 73, пом. 115
телефон: +7 (85145) 92705
e-mail: atrkam@bk.ru

Умные счетчики

Прогресс не остановить. Цифровая электроэнергетика, как и все новые технологии, рано или поздно придут в каждый дом.

Реализация государственной стратегии цифровой трансформации, переход российской энергетики на цифровые технологии - вектор развития страны, который уже определен на ближайшие десятилетия. Аналоговые счетчики с привычными всем колесиками безвозвратно уходят в прошлое вместе с сопутствующими им привычными взаимоотношениями между потребителем и поставщиком электроэнергии.

На территории Камызякского района в зоне ответственности "Россети Юг" на сегодняшний день установлено свыше 2,5 тысячи интеллектуальных приборов учета. Общая экономия электроэнергии только за 2020 год составила порядка 300 тыс. кВт*ч электроэнергии – более 1 млн. рублей. За два года умные счетчики позволили сэкономить более 900 тыс. кВт*ч. Данного объема хватило бы для электроснабжения всех бюджетных организаций Камызякского района в течение 6 месяцев. Эффект достигается за счет снижения потерь электроэнергии и пресечения незаконного потребления. Сейчас завершается установка ещё порядка 1230 приборов учета нового поколения. Общий охват населения после установки всей партии составит 13% от общего числа потребителей Камызякого района.

В ближайшее время установка "умных счетчиков" планируется в поселках городского типа Кировский и Волго-Каспийский, а также в Камызяке. Скоро все потребители этих населенных пунктов будут использовать интеллектуальные приборы учета.

По мере того, как растет число населенных пунктов, где устанавливаются современные интеллектуальные системы учета электроэнергии, энергетики все чаще сталкивается с агрессивным противодействием внедрению современных технологий. Казалось бы, компания бесплатно для потребителей устанавливает новое, более точное оборудование, снижает затраты потребителя, избавляет его от необходимости следить за состоянием счетчиков, проводить поверки, передавать показания в сбытовую организацию, так почему же возникает такая негативная реакция?!

Отчасти это объясняется недостаточным информированием потребителей о самом оборудовании, причинах и основаниях для замены счетчиков, о своих правах в этой части, недоверием к расположению оборудования вне зоны их контроля. С этими потребителями вопросы обычно снимаются в ходе информационной кампании, встреч, ответов на обращения. А есть другие потребители, чье противодействие вызвано совсем другими причинами. Так, например, в нескольких новых микрорайонах районах города Харабали после установки современных умных счетчиков электроэнергии и включения их в автоматизированную систему рост потребления электроэнергии увеличился в несколько раз. Это напрямую свидетельствует о высоком уровне незаконного потребления электроэнергии среди жителей данного населенного пункта. С жалобами на недобросовестных потребителей в энергокомпанию ранее уже обращались их соседи, которым надоело расплачиваться скачками напряжения, неработающей техникой. Таких примеров множество. И, как ни парадоксально, именно со стороны других жильцов этих же поселков энергетики и встречают наибольшее противодействие. Такие недобросовестные собственники жилья, как показывает практика, объединяют под свои идеи доверчивых граждан, инициируют коллективные жалобы во все инстанции и СМИ, подают иски и требуют "справедливости", подменяя понятия. Самые распространенные версии: размещать счетчик на опорах противозаконно, счетчики не предназначены для размещения на улице, их разобьют – нам отвечать, потребителя принуждают к дополнительным затратам, его вешают на недосягаемой высоте, чтобы дурить потребителя… Давайте разбираться, как все устроено на самом деле.

Что говорит закон о переходе на интеллектуальные системы учета электроэнергии?

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним, в том числе, относятся потребители в частной жилой застройке). (ФЗ-N 522 от 27 декабря 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в РФ"). Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. "Умные" счетчики устанавливают новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. "Россети Юг" в регионах своей ответственности начала эту работу раньше. На сегодняшний день уже установлено свыше 170 тысяч таких счетчиков.

Почему нужно менять старые приборы учета на "умные счетчики"?

"Умные" счетчики вводят, чтобы уменьшить ошибки при учете потребления и упростить передачу показаний от потребителя гарантирующему поставщику. Интеллектуальные счетчики автоматически и дистанционно передают показания в энергокомпанию, подают сигнал об аварии в сети, о несанкционированном вмешательстве, позволяют адресно воздействовать на неплательщиков. Такие приборы учета в разы сокращают количество споров и разногласий между потребителями, сбытовыми и сетевыми компаниями, минимизируют потери.

Они не просто точно фиксируют потребленные киловатт-часы, но и помогут экономить электроэнергию. Их можно запрограммировать на многотарифный учет и платить за энергию, потребленную ночью, которая тарифицируется намного дешевле. Помимо этого, потребителю уже не нужно будет тратить время на передачу показаний прибора учета электроэнергии в энергосбытовую компанию, "умная сеть" сама будет передавать эту информацию.

Как определяется очередность установки?

Установка новых счетчиков практически исключает хищение электроэнергии, а значит, повышает надежность и качество электроснабжения потребителей. В первую очередь счетчики нового поколения устанавливаются в "очагах потерь", где помогают безошибочно выявлять нарушителей.

Кто несет ответственность

за их содержание и состояние?

Обязанности по установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электроэнергии перенесены с потребителей на поставщиков электроэнергии. В отношении многоквартирных домов - на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей - на сетевые организации. Эти же компании являются и их собственниками: кто установил - тот и принял себе на баланс и, соответственно, несет за них полную ответственность.

Кто должен платить за установку?

"Россети Юг" устанавливает новые счетчики БЕСПЛАТНО для потребителей, также им не придется платить за ремонт и замену неисправных счетчиков, метрологическую поверку.

Приведет ли массовая замена счетчиков к увеличению тарифа на электроэнергию?

Единовременной и массовой замены счетчиков никто не планирует. В дальнейшем, когда старые счетчики будут планово, по мере выработки своего ресурса, меняться на новые, расходы планируется покрывать, в том числе, за счет экономического эффекта по снижению потерь электроэнергии на ранее оцифрованных линиях электропередачи.

Почему новые счетчики выносят на фасады зданий, устанавливают высоко на опорах ЛЭП?

Место установки прибора учета действующее законодательство однозначно определяет на "границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии" (постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012) или в месте, максимально близком к определённому в законе. При этом, если имеется еще один счетчик, то в качестве расчетного принимается максимально приближенный к границе балансовой принадлежности, обладающий более высоким классом точности, включенный в автоматизированную систему сбора и передачи показаний в изложенном порядке приоритетов. На фасадах зданий и опорах счетчики устанавливают для беспрепятственного доступа специалистов для проверки, ремонта или обслуживания, а высоко – для их лучшей сохранности.

Такая установка счетчиков за пределами контролируемой потребителем территории не ограничивает его право получать информацию о текущем состоянии энергопотребления?

Сколько счетчик "намотал", можно в любой момент посмотреть на пульте, который вручается потребителю, при этом в энергосбыт вообще ходить не нужно – "умный счетчик" сам передаст все данные, точно и вовремя. Поэтому истории о семидесятилетней старушке, ежемесячно карабкающейся на опору для снятия показаний потребления электроэнергии – не более, чем миф.

На жаре и морозе счетчик будет считать правильно или с коэффициентом за перегрев и переохлаждение провода? Как защитить его от влаги?

Современные приборы учета герметичны и рассчитаны на работу в самом широком диапазоне температур - от -40 до +70 градусов, поэтому ни мороз, ни жара не влияют на точность их показаний, вопреки расхожим мифам в соцсетях. Что же касается ссылок противников установки новых приборов учета на различные нормативы и ПУЭ (правила устройства электроустановок), нужно учитывать, что там речь идет о бытовых счетчиках, предназначенных для эксплуатации внутри помещений.

Что делать, если старый счетчик показывает иные цифры, чем новый?

Современные приборы учета имеют класс точности не ниже 1.0. Это означает, что его погрешность составляет не более 0,5 %. Приборы учета, которые стоят в домах потребителей, имеют класс точности ниже - 2.0 и погрешность до 2,5 %. Поэтому возможна разница в показаниях счетчика в доме и на улице. Если показания сильно разнятся - это повод обратиться в сетевую организацию для проверки счетчика.

Если электросчетчик, который установлен в вашем доме, исправен, то он может использоваться как контрольный в дополнение к уже установленному интеллектуальному прибору учета. Это должно быть указано в договоре электроснабжения. Основным прибором учета при этом будет установленный энергетиками "умный счетчик", который более точен и подключен к системе автоматического сбора показаний.

До какого срока необходимо заменить старые счетчики?

Для перехода на интеллектуальную систему учета электроэнергии нет финальной даты. С 1 июля 2020 года замена приборов учета будет происходить постепенно, по мере истечения межповерочного интервала установленных ранее счетчиков. Необходимости срочно менять исправный счетчик нет. Это не относится к устанавливаемым сейчас умным счетчикам в районах с высоким уровнем потерь электроэнергии. Экономическую целесообразность установки определяет сетевая компания.

Информация предоставлена Астраханским филиалом компании "Россети Юг"

Автор: Валентина Атрашкевич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1381

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика