В работе форума приняли участие двенадцать учителей из Астраханской области, из них девять педагогов из Камызякского района: Кушнеревич И.А., Зотова А.В., Поротикова Л.Н., Мамаева О.Р., являющиеся активными членами Общероссийской молодежной общественной организации "Ассоциация почетных граждан, наставников и талантливой молодежи" из лицея №1 г. Камызяк, учителя истории Иконникова В.Ф. из Раздорской СОШ, Кожахметова Ш.Ш. из Тузуклейской ООШ, Нургалиева А.Б. из Кировской СОШ, Букенбаева Н.К. из Верхнекалиновской СОШ, Чиркова Е.А. из Травинской СОШ.
Участники форума обсудили вопросы популяризации истории, а также поиска новых подходов преподавания предмета в школах. Перед ними выступили председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин, начальник управления администрации Президента РФ по общественным проектам С.Г.Новиков, председатель Попечительского совета Российской академии образования О.Ю.Васильева, помощник Президента РФ и председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский и многие другие общественные деятели и журналисты.
Были высказаны идеи о том, что история России едина и непрерывна, и только детальное, глубокое изучение взаимосвязей и логики событий позволит не повторять уже сделанные ошибки. При этом важна абсолютно каждая, даже неприглядная страница истории. Все докладчики отмечали, что роль гуманитарных наук в современном мире непрерывно растет.
"Мы видим, что происходит сегодня в ряде соседних государств, где история откровенно фальсифицируется, её интерпретация навязывается силой, а с "неугодными" памятниками ведётся настоящая война. "Способность различить факт и мнение – важный навык исторически образованного человека, – сказал в своём выступлении Сергей Нарышкин. – Глубоко убеждён, что власть не должна учить историков их ремеслу. Напротив, именно профессиональным учёным следует адресовать вопросы о нашем прошлом, волнующие и государство, и наше общество".
История нашей страны едина и непрерывна, говорили участники форума. Только детальное, глубокое изучение истории, взаимосвязей и логики событий позволит не повторять уже сделанные ошибки. При этом важна абсолютно каждая, даже неприглядная страница истории – каков бы ни был соблазн вырвать её из учебника. "Зачем учить историю в школе? Самый простой ответ, который могут дать сами ученики, – чтобы сдать экзамен, получить аттестат, поступить в вуз. Этот ответ неверный. Чтобы наши дети росли ответственными гражданами великой страны, они не должны зазубривать правильные ответы для экзамена. Цель – стать сознательно действующим гражданином", – отметил помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.
Выступающие отмечали, что именно педагоги своим талантом, своими знаниями, опытом, профессионализмом помогают ученикам осваивать азы исторической культуры, формируют гражданственность, учат самостоятельному мышлению. В руках учителей – по-настоящему будущее страны. Поэтому развитие школьного исторического образования и поддержка педагогов-историков была и остаётся приоритетом в работе Российского исторического общества.
Форум "История для будущего. Новый взгляд" организован Российским военно-историческим обществом, Российским фондом культуры, Музеем Победы при поддержке Министерства культуры и Российского исторического общества. Приветствие участникам направил Президент России Владимир Путин. Ожидается, что продолжение дискуссии пройдет в рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге в середине ноября.
Участники поездки выражают особую благодарность Председателю правления Российского исторического общества Н.И. Могилевскому и Н.В. Антоненко, д.и.н., координатору научных и региональных проектов фонда "История Отечества".
О. Мамаева, учитель русского языка и литературы
лицея № 1 им. А.П. Гужвина г. Камызяк