Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Маяк дельты» - Сетевое издание

416340, Астраханская область, Камызякский район, город Камызяк, улица максима Горького, дом 73, пом. 115
телефон: +7 (85145) 92705
e-mail: atrkam@bk.ru

"Душой я учитель"

45 лет назад пришла в школу молодой специалист, учитель английского Надежда Алексеевна Фролова.

С 1983 года она бессменно возглавляет Раздорскую СОШ (которую в своё время и окончила). В связи с этой датой (и по просьбе коллектива школы) мы взяли у юбиляра интервью

- Надежда Алексеевна, за эти 45 лет произошло много всего в образовании. Что (или кто) вспоминается наиболее ярко?

- Время работы под руководством Вячеслава Яковлевича Чилимского. Это была незаурядная личность, человек, беззаветно преданный своему делу, школе. Он отдавал работе всего себя без остатка. До сих пор вспоминаю, как он на совещаниях читал с трибуны стихи… А как он проводил в школах проверки? Приедет тихо-незаметно в школу, походит по классам, заглянет в столовую, туалет, поговорит с детьми, техничками, учителями – и только потом к директору. Видел всё! Но "стружку не снимал", голоса не повышал, а по-деловому, по-товарищески наставлял, как и что улучшить в школе. Так же действовал и Валерий Александрович Шитов, возглавлявший облоно. Сегодня же цель проверок – обязательно найти какие-то нарушения и наказать…

Вспоминаются работники районо: Лилия Васильевна Забаровская, Нина Ильинична Королёва и другие. Это были профессионалы, знали своё дело отменно и с нас того же требовали! Долгое время возглавлял отдел образования Виктор Иванович Егоров, с этим периодом также связано много хорошего. Впрочем, у каждого руководителя всегда можно чему-то поучиться, что-то взять полезное и интересное…

- Как случилось, что вы стали учителем английского?

- Я росла в многодетной семье сельских тружеников. Отец наш был фронтовик, орденоносец, с нами не церемонился, в шесть утра будил нас немецкой фразой: "Ауф штеен!" ("Подъём!") и определял задачу на день: сто вёдер воды принести с речки и вылить в капусту, нарубить две вязанки жидовильника и т.д. И это не обсуждалось. Мама тоже была строгая – каралатская чистюля, строгих нравственных правил. Жили мы скромно, но много читали, слушали радио, учились хорошо. А на иняз я попала, видимо, глядя на нашу любимую учительницу английского (она ещё была нашим классным руководителем) – Галину Захаровну Ильину. Всегда аккуратная, красиво, со вкусом одетая… В институте я попала в другую, чуждую мне среду – на инязе учились по большей части городские девочки, дети начальников, офицерские дочки… А я была деревенская! Но вышла замуж за городского и могла бы остаться в Астрахани, но… Партия сказала "Надо!", комсомол ответил "Есть!" В.Я. Чилимский уговорил вернуться в родную школу, ведь в Раздоре не было учителя английского, и я согласилась. Так и прожила здесь всю жизнь…

- Не было мыслей всё бросить?

- Иногда возникали. У мужа начинали гореть глаза: наконец-то возвращаемся в Астрахань! Но не тут-то было, депрессия проходила, и всё возвращалось на круги своя. Вся моя жизнь – это школа. Ухожу на работу утром, возвращаюсь вечером, не раньше шести. В отпуске фактически не бываю, в советские годы ездила по профсоюзным путёвкам в санатории, а теперь никуда не выезжаю – не могу бросить школу, потому что здесь всегда масса дел.

- Работа без отдыха – прямой путь к профессиональному выгоранию …

- Выгорание? Кончено, есть. Последние лет десять, наверное, я каждый год говорю себе: всё, ухожу! Сил моих больше нет! Но… не получается! И у всех врачей стою на учёте. А куда деваться?..

- Должен ли директор вести уроки? И кто вы в большей степени – администратор или педагог?

- Директор – это учитель учителей, и как же он может давать им оценку, методические рекомендации, если сам не владеет этим мастерством?.. Понятно, что у него должна быть умеренная нагрузка, потому что и других обязанностей ему хватает.

Я душой всё-таки больше педагог, чем руководитель. Обожаю заниматься с детьми, учить их языку… Летом подтягиваю по английскому своих внуков и детей племянников. Люблю смотреть англоязычные телеканалы, читать прессу на английском. Но уйти в предметники не получается.

- Редкий выпускник средней школы и даже вуза (кроме иняза) может как-то изъясняться или хотя бы бегло читать на иностранном языке, которому его столько лет учили…Зачем тогда всё это?

- Школа, действительно, не иняз. Ученикам дают основы владения иностранными языками. Кому надо, кто захочет, сможет, оттолкнувшись от этого – начального, базового – уровня, освоить его на уровне более высоком. Это нормально.

- Говорят, современные школьники - неуправляемые, дисциплины на уроках всё меньше…

- Может быть, так обстоит дело в городских школах, но у нас село. И мы работаем с нарушителями дисциплины – беседуем с ними, их родителями. Да, сегодня у всех телефоны мобильные, порой школьники записывают то, происходит на уроке, слова учителя. Не знаю, нормально ли это. Сейчас законодатели, педагогическая и родительская общественность обсуждают возможность ограничения использования мобильных телефонов и других гаджетов во время учебного процесса.

- В советские годы у школ были богатые шефы, вашей школе помогал совхоз "Юбилейный". Как сейчас со спонсорами и вообще с финансированием?

- Спонсоров больше нет, предприятия все разорились, в селе остались только сельсовет, школа, ФАП, почта и библиотека (и та базируется у нас, что не совсем и плохо – школьникам это удобно). Клуба нет. Школа сегодня, как это модно говорить – социокультурный центр села… Нам это не очень удобно, потому что все эти мероприятия – а у нас проходят различные встречи, концерты, выборы и т.д. – отвлекают коллектив от основной задачи (давать детям знания).

С финансированием нормально сейчас, в прошлом остались времена, когда не на что было купить мел, бензин, запчасти и т.д., а зарплату давали раз в полгода… Вовремя выделяются средства на все необходимые статьи, наша задача – грамотно и оперативно их освоить, что в нынешних условиях не так уж и просто (я имею ввиду электронные аукционы). Бывает, допускаем технические ошибки. Как-то раз ФАС оштрафовал – не ту марку котла указали в аукционной документации. Учимся, делаем выводы.

Средняя зарплата педагога в нашей школе на сегодня 27680 рублей. Жить в селе на эти деньги, согласитесь, можно. Размер зарплаты зависит от категории, стажа, результатов работы, есть стимулирующие выплаты. По итогам года, если есть экономия фонда оплаты труда, даём премии, оказываем материальную помощь сотрудникам учреждения. Одним словом, если хорошо работать, стараться, то можно и неплохо получать. Конечно, нет никакого сравнения с доходами столичных педагогов, там за один час репетиры берут от 400 до 2000 рублей! Мы же занимаемся дополнительно с учениками совершенно бесплатно. Но при этом стараемся поднимать уровень преподавания. Не первый год мы сотрудничаем с московской школой № 1824 по проекту Л.Г. Петерсон (это новая авторская педагогическая технология деятельностного метода обучения, она развивает у детей способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем). Работаем дистанционно – проводим вебинары, отсылаем на проверку планы-конспекты уроков. Делегация московских педагогов и школьников однажды даже приезжала к нам. Мы, увы, съездить к ним с ответным визитом не можем – дорого!

- И какую оценку дают вам москвичи?

- Поначалу не очень высокую давали. Но мы работаем, стремимся поднять свой уровень. В новом учебном году работу эту продолжим.

- Что ещё интересного произойдёт в жизни школы?

- В 2020 году в Раздоре будет построен межшкольный стадион – наподобие того, что есть в КСОШ № 4. Там будут заниматься не только наши спортсмены, но и жители окрестных сёл – Тузуклея, Семибугров. У нас тесный контакт налажен, футболисты часто встречаются на различных турнирах. В нашей школе проходят турниры памяти А.П. Гужвина, Б.Х. Бердалиева, на призы нашего односельчанина Бочарникова.

- В последние годы сельские школы стали непременными участниками районных (а порой и областных) культурно-массовых мероприятий. Ни одно крупное событие в Камызяке не обходится без участия делегаций сельских школ…

- Да, это так. И это хорошо! Конечно, это не даёт нам расслабляться, ведь выезды надо правильно организовать – за пять дней, например, направить письмо в ГИБДД, школьников надо сопровождать в поездке и т.д. Но зато дети получают столько новых, полезных впечатлений! Сидя в селе, что бы они увидели и узнали?.. В этом большая заслуга руководства района и лично первого заместителя главы района по социальной политике Ю.Н. Шмелёвой. Средства на поездки у нас заранее закладываются в смету. Дети наши часто выезжают и в Астрахань – в театры, на выставки, конкурсы. Благодаря поддержке министра образования В.А. Гутмана, наши школьники бесплатно занимаются в региональном технопарке, защищают там свои творческие проекты.

- Первейший показатель качества работы педагогов – выпускники. Есть ли среди выпускников Раздорской школы знаменитости, люди, достигшие каких-либо высот в жизни?

- Я думаю, мы должны выпускать не "звёзд", а успешных, готовых к реальной жизни людей, каждый из которых будет по-своему счастлив и успешен. Но есть, конечно, и те, о ком вы говорите. Например, в Ульяновске живёт и работает наш выпускник, выходец из Бирючка Баймурат Асанов - профессор, доктор медицинских наук, известный пульмонолог (лечит болезни лёгких). В областном онкодиспансере трудится наш выпускник, хирург Амангельды Ищанов, в Камызякской районной больнице – терапевт Румиль Хиялиев… Да сейчас сразу всех и не вспомнишь. В нашей школе трудится целый ряд наших бывших учеников: Ольга Николаевна Поротикова, Светлана Васильевна Гражданцева, Александр Николаевич Палькин, Виктор Иванович Винокуров… Каждый из них - по-своему незаурядная личность.

И, раз уж зашла речь о нашем коллективе, хочу назвать тех, на кого опираюсь в работе. Моя правая рука – завуч Ольга Николаевна Травкина. В школе преподаёт плеяда замечательных педагогов. Вот, например, Рапиза Раскалиевна Копанова, она упорно и целеустремлённо занимается с учениками, добиваясь их устойчивого роста. Хорошие результаты показывает Луиза Ризуановна Жаркналиева. А что бы я делала без Елены Востриковой и Елены Никоненко! Их всех отличает преданность, любовь к профессии, к работе. В любое время суток им можно позвонить, и они тут же прибегут на работу!

Хочу всем им пожелать крепкого здоровья, успехов, семейного благополучия и терпения в новом учебном году!

Н.А. Фролова неоднократно отмечалась за высокий профессионализм в работе грамотами районного, областного и федерального уровней, награждена Знаком Почета губернатора Астраханской области – за вклад в развитие образования, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России.

Автор: Валентина Атрашкевич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 156

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика