В этой организации Николай Николаевич работает давно – с 2001 года. И покидать коллектив, ставший за эти годы родным и близким, пока не собирается. Но – обо всём по порядку.
Родился Коля в обычной работящей семье: мама была поваром, отец – электриком. Ранние годы детства (до десяти лет) прожил он в соседнем Казахстане, в бывшей Гурьевской области (ныне – Атырауской), затем семья перебралась в Астраханскую область, в поселок Ильинка Икрянинского района, где парень и окончил восьмилетку. После школы отучился в Камызякском СПТУ-24 – на механизатора широкого профиля. На учёбу его направили от ПМК-12, поэтому, получив диплом и права, до армии работал в этой строительной организации.
В 1977 году его призвали на срочную службу – три года парень прослужил на Дальнем Востоке, на боевом корабле в составе Тихоокеанского флота. Был мотористом-автоматчиком: управлял антенной поиска подводных лодок. "Это такая махина, - вспоминает мой собеседник, - весом семь тонн, её опускают в океан на глубину до ста метров".
Демобилизовавшись, вновь пошел шоферить. Семь лет отработал водителем на "семерке", трудился в Камызякской сельхозхимии, в Транссельхозтехнике… Затем начались "весёлые" 90-е, со всеми их "прелестями" в виде задержки зарплат, развала предприятий, сокращениями и увольнениями. Год даже простоял на бирже труда. Узнав, что есть вакансия водителя на почте, устроился на новое место, и… всё! Будто прикипел к нему, что ли.
Да, были попытки найти местечко, где платят побольше, ведь не секрет, что зарплаты у почтовиков довольно скромные, даже по сельским меркам. Например, зять пытался переманить его в дальнобойщики – ходить на пару в рейсы по стране. Не взяли – возраст не тот, хотя чувствует себя Николай Николаевич, отметивший шестого декабря прошлого года 60-летний юбилей, пока ещё очень неплохо. "Спиртное не употребляю уже много лет, - поделился он секретом крепкого здоровья. – Правда, курю, это да".
Трудно сказать, чем уж так сложней работа дальнобойщика по сравнению с теперешней его должностью? Судите сами. "Утром загружаю почту и товары и еду по одному из маршрутов, это или Тузуклейский куст, или Каралатский, или Кировский, или Травинский, или Волго-Каспийский. Самый тяжелый участок – Грушево. В это село вообще нет никакой дороги, а если еще и распутица… Если застрянешь, помощи ждать неоткуда – машины там практически не ходят. Один раз забуксовал, так местные бабушки начали таскать вязанки камыша, подкладывать под колёса. Они ждут нас, как Бога – мы же везём им пенсию! Или маршрут Волго-Каспийский – Хмелевка – Самосделка – Алексеевка. За один рейс надо переехать шесть паромов! Но ехать надо, почта должна быть доставлена вовремя, несмотря ни на что. Вечером возвращаешься по-разному. Если повезет, нигде не застрянешь, машина не сломается, то к ужину успеваешь без опозданий. А бывает, и затемно приезжаешь. Машины ремонтируем сами. Поэтому, чтобы утром выйти в рейс, порой приходится менять запчасти по ночам. А куда деваться?.. Спасибо моей любимой супруге Людмиле за понимание, за все годы работы ни разу не упрекнула, что задержался. Всегда ждёт с горячим ужином. Раньше машин у нас было больше, сейчас на доставке всего две осталось, поэтому такая напряжёнка".
За 18 лет работы Николай Чернышев сменил несколько автомобилей. Начинал на стареньком ГАЗ-53, сегодня рулит пятилетней давности выпуска уазиком-"таблеткой". "За пять лет он пробежал 140 тысяч километров. Вроде бы нормально, но с учётом бездорожья уже пора менять на новую. Но финансируют нас, мягко говоря, слабовато – посмотрите, в каком состоянии многие почтовые отделения. Поэтому о машине я забочусь постоянно, она, как говорится, любит ласку, чистку и смазку. Если вовремя не сделал профилактику, завтра встанешь посреди трассы".
Сколько за годы работы на почте перевозил Николай Чернышев грузов, и представить трудно. Правда, с годами их характер сильно поменялся. "Раньше много возили посылок, бандеролей, прессы, корреспонденции. А сегодня легче послать деньги, чем вещи или продукты, да и газет-журналов стали намного меньше выписывать. Возим льготникам "Российскую газету" и, конечно, "Маяк дельты". Зато в последние годы на почтовых отделениях развернулась торговля товарами широкого потребления, и мы снабжаем сёла крупами, сахаром, мукой, консервами, стиральным порошком и много ещё чем. Но и посылки всё еще возим. Их надо укладывать бережно, аккуратно, чтобы не повредить ни упаковку, ни содержимое. Но всякое бывает, опять же, плохие дороги сказываются. В этом случае составляется акт, ищут виновных. Но надо понимать, что отправлять за сотни километров хрупкий груз по почте не стоит – например, банку с вареньем (бывает и такое!)…"
Водитель-экспедитор перевозит ценности и деньги, поэтому вооружён: "Раз в год проходим комиссию в Астрахани, сдаём экзамен, подтверждаем квалификацию". В молодости Н.Н. занимался спортом, выделывал акробатические пируэты на турнике. Говорят, был парнем довольно лихим и бесстрашным. Но сегодня Николай Чернышев – человек довольно мирный, семейный, вместе с супругой помогает двум дочерям растить внуков. Однако на покой уходить пока не собирается, хотя пенсионная реформа обошла его стороной, и законное право на заслуженный отдых он заработал. "Пока работаешь, пока общаешься с молодежью – старость тебе не грозит!" - считает он. И трудно с таким мнением не согласиться.