Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Маяк дельты» - Сетевое издание

416340, Астраханская область, Камызякский район, город Камызяк, улица максима Горького, дом 73, пом. 115
телефон: +7 (85145) 92705
e-mail: atrkam@bk.ru

"Внештатный успехский дворник"

Так - с иронией - отзывается о себе жительница Успеха Татьяна Степановна Бондарева. Сколько себя помнит, всегда была неравнодушна к проблемам села.

Такая уж она по жизни – генератор идей, неутомимая, отзывчивая, любит порядок и болеет душой за родное село. На ее счету уже множество добрых дел, она поднимает народ на субботники

и очистку кладбища, а теперь вот еще в селе совместными усилиями появилась и долгожданная церковь.

Это село с необычным, звучным названием растянулось вдоль берега на излучине реки Кизань. Оно скрыто от взоров проезжающих по уваринской дороге зеленью деревьев. Село имеет короткую, но богатую историю. Здесь живут потомки староверов, сегодня в нем без малого двести дворов.

Встретились мы с Татьяной Степановной в сельском досуговом центре. Это старое здание бывшей сельской школы и детского сада. Здесь находятся и этнографический музей села, и библиотека, и актовый зал, где проходят сельские праздники, здесь выделили уголок на случай приезда медиков. "Здание хотели снести, - рассказала Татьяна Степановна, - но мы всем селом встали и отвоевали, за свой счет отремонтировали. В селе ведь давно ничего нет, был когда-то клуб, от колхоза оставались какие-то помещения, склады. Но все уже давно с лица земли стерли. Где же людям собираться?"

Мне стало интересно, откуда она родом. "Я местная, из липован. Историю наших старообрядцев, переселенцев из Румынии уже давно все знают. Почему-то нас недолюбливают, - смеётся Татьяна, - румыне нас называли свиньями, в Россию вернулись - тут "румынами недобитыми" называют". Очень интересно она рассказывала о том, как донские казаки - сторонники старой веры - при Петре Первом бежали за рубеж, потому что отказались признавать церковные реформы. Предки ее обосновались в Румынии и прожили там 300 лет. Когда началась вторая мировая война, русских в румынскую армию не брали, они были простыми работниками – пахарями, хлеборобами, рыбаками, трудились и работали на своей земле. Их села война обошла стороной, жили мирно. После войны Сталин начал репатриацию советских граждан, которые по разным причинам оказались за пределами СССР. Липованам тоже предложили вернуться на историческую Родину. Жители двух сёл – Каркалиу и Серикёй – согласились поехать. На баржах – вместе с домашним скарбом, который смогли увезти - их доставили в Одессу, а дальше поездом в наши края. Хлеборобы остались у Черного моря, а рыбаков отправили на Каспий. Больше месяца провели в дороге. Здесь старообрядцев разделили - часть поселили в селе Речном Харабалинского района, других судьба забросила в Камызякский район. На том месте, где сегодня Успех, до войны было корейское поселение, они возделывали тут рисовые поля. В оставшихся после них саманных землянках гулял ветер - ни окон, ни дверей… А на дворе – зима. Начинали жить с нуля, спасло то, что привезли с собой – запасы продовольствия, домашняя утварь, стройматериалы. Благо, зима выдалась теплой, перезимовали. А семьи были огромными – по 11-16 детей в семье. "Липоване перебрались в Успех в 1947 году - на Покров день (14 октября), - говорит Татьяна, - сегодня на домах некоторых жителей можно увидеть год застройки – пятидесятые, шестидесятые… Первых домов, конечно, уже нет и в помине. Мужчины-староверы были людьми крепкими и работящими, а местные жители тогда были измождены длительной войной, голодом, непосильным трудом в колхозах. Старообрядцы сразу начали строиться. Мама и бабушка рассказывали, что первыми строились бани, в каждой мылись по 5-6 семей по определенным дням недели. Топились бани "по-черному", там же вышкваривали и кипятили одежду от вшей, над каменками развешивали белье. Старообрядцы были замечательными виноделами и садоводами, росли в селе большой фруктовый сад и виноградники. Земля не пустовала. В селе работал колхоз "30 лет Октября", в чеках сеяли рис. Мама рассказывала, как их, детей, отправляли поливать поля. Воду с реки большими насосами качали в водогоны. Случалось, что сооружения прорывало, и тогда дети телами закрывали прорывы холодной воды, чтобы не затопило село. Наши липоване много пережили и много такого унесли с собой в могилы, чего уже никто не узнает". "Откуда у села такое название - Успех?" - поинтересовалась я. "Да потому что быстро строилось и поднималось, люди были крепкие, закаленные, не боялись тяжелой работы, всегда трудились, потому и много жили наши старики".

Ее судьба тоже не была легкой. Окончив сельскую школу, уехала в Астрахань, там отучилась на чертежницу, по распределению попала в научно-исследовательский институт "Астрахангражданпроект", оттуда в "Коммунпроект". А вскоре уехала жить к тетке в Чечню, где вышла замуж. Муж был комбайнером, жили хорошо, нужды не знали. Но все перечеркнула начавшаяся на Кавказе война. Все нажитое пришлось бросить, и с тремя маленькими детьми на руках семья была вынуждена вернуться на малую Родину, в Камызяк. В 90-е годы жизнь была тяжелой – дети мал-мала меньше, а работы нет... Помогли выдержать испытания добрые люди и вера в Бога. Бралась за всё, что подворачивалось под руку. Какое-то время стояла на бирже труда и получала пособие по безработице. Пасла чужой скот, клеила обои соседям, научилась шить, вязать спицами и крючком. Когда в селе организовался детский танцевальный кружок, обшивала детей. Семь лет отработала санитаркой в районной больнице, в хирургии. Но трудности не сделали ее черствой, она не потеряла веры в людей, все так же с любовью и добротой говорит о своей малой Родине, о земляках.

Татьяна Степановна к тому же пишет стихи и много своих произведений она посвятила природе родного села, отчему дому, односельчанам, Богу. "Всему виной моя первая любовь, - смеется Татьяна. - В 14 лет влюбилась в уваринского парнишку, вместе работали летом на полях. Я о нем грезила, мечтала, придумала себе любовь, и первое четверостишие посвятила ему. Потом стала писать в школьную стенгазету, когда вышла замуж, в заботах о детях и быте запал немного поутих. Толчком к творчеству стали навалившиеся беды. Однажды наитие пришло, написала патриотические стихи, без слез нельзя читать. Стихи сами приходят – будто кто-то на ухо их шепчет".

Она не умеет жить только для себя. Неугомонная и настойчивая, и сельчанам не дает сидеть на месте, подбивая их на благие дела. "Сил нет смотреть на эту "пластиковую войну": целлофановые пакеты и прочий мусор повсюду... Грустно наблюдать, как природа загрязняется. Места у нас красивые. Весной зачистим берег. Люди у нас понимающие, неравнодушные. Скинулись всем селом, купили триммер для покоса травы, в следующем году займемся своей сельской остановкой, скосим бурьян, приведем в порядок тротуарные дорожки. А какое кладбище у нас чистое, любо-дорого! Район выделил нам автовышку, мы спилили много сухих деревьев, но еще немало осталось. Мечтаю весной высадить аллею акаций и берез, перед входом в церковь - голубые ели".

Много лет успехцы мечтали о Божием доме. До поры молились в молельной комнате.

Полтора года назад жители, среди них и Татьяна Степановна, решили строить в селе храм. Помогают и земляки - сородичи из Краснодарского края, Румынии и других мест. С миру по нитке - собрали почти миллион рублей. Помогает и районная власть, местные предприятия. Кто окна вставил, кто технику выделил, кто стройматериалы. Строили сами жители, местные мужики, в том числе те, кому уже по семьдесят лет. Один фермер, другой тракторист, третий дальнобойщик, четвертый доктор, рыбак… Не строители, не каменщики, а смогли же.

Построив, пошли по домам - у кого какие иконы остались, хотя большую часть старики в Астрахань, в старообрядческую церковь вывезли, чтобы дома не держать и мародеров не приваживать. Что смогли собрать, оформили под стекло и снесли в церковь. Свои румынские иконы Татьяна Степановна тоже отнесла в храм. Дело осталось за малым, чтобы храм заработал в полную силу, уже заключили договоры с организациями, надо подключить газ и электричество.

Но службы в церкви уже проводятся: "Молимся, ставим свечки, в определенные дни к нам приезжает отец Константин, настоятель храма Николая Чудотворца в Волго-Каспийском. В прошлом году во время крестного хода я сама с иконой в руках прошагала 30 километров. Это такая благодать... Уверена: надо творить благие дела, именно они нас будут спасать на том свете. Не могу слушать, когда кто-то жалуется, что депрессия или уныние напали. Говорю: иди, мусор по селу собери, депрессию как рукой снимет. Труд из любой скорби и беды выручит!"

Все фотографии (13)

Автор: Валентина Атрашкевич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 299

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика