15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. В 2018 году его девиз таков: "Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными".
В настоящее время главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
Потребителю должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования. Для совершения покупки через Интернет желательно составить договор; более внимательно относиться к совершению покупки товара дистанционным способом, если цены в Интернет-магазине существенно ниже рыночных и обязательным условием является пред-оплата; покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке. Осмотрительно относиться к заключению договора купли-продажи, если продавец осуществляет деятельность на рынке непродолжительное время. Ознакомиться с отзывами о продавце в сети Интернет; проверить доменное имя Интернет-магазина на портале: https://cctld.ru/ru/ ; перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре; в момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон; покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него в течение семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение 10 дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку. Для возврата товара продавцу он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата. Отказаться невозможно только от одного вида товара - если он сделан на заказ, по вашим индивидуальным парамет-рам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью. Если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. Если он будет настаивать на этой мере, срок обмена увеличивается и будет равным 20 дням. Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.
В этом году мы провели анкетирование населения района, чтобы узнать, насколько камызякцы информированы об условиях Интернет-торговли. На вопрос "Пользуетесь ли вы оплатой услуг и товаров онлайн?" 52% опрощенных ответили – никогда. Только 5% дали положительный ответ. Почти 42 % опрошенных высказались о доверии к Интернет-торговле. На вопрос: "Достаточно ли вам информации при совершении онлайн- покупок?" положительно ответили 47% от опрошенных.
Ф. Габбасов, врач по общей гигиене Центра гигиены
и эпидемиологии в Камызякском и Приволжском районах